Националисты взорвали интернет «большой игрой»

8 августа Лефортовский райсуд Москвы по ходатайству ФСБ России арестовал гендиректора ООО "Торговый дом «Кудиново" Антона Мухачева. Подследственный – бывший член ДПНИ и один из тех, кто в 2006 году организовал группировку радикальных националистов «Северное братство». Как писали другие СМИ, Мухачева подозревают в подготовке захвата госвласти и создании интернет–проекта «Большая игра. Сломай систему», который, как утверждают сотрудники Института криминалистики ФСБ, способствует разжиганию межнациональной вражды. В интернете подозреваемого знали под ником «FLY» и его тексты, открыто призывающие к борьбе с иноземцами, можно было прочесть на соответствующих порталах.

Помимо Мухачева организатором игры выступал и Петр Хомяков, бывший сотрудник Института системного анализа РАН, из которого Хомяков был сокращен год назад. Именно Хомяков, по версии обвинения, писал практически всю идеологическую литературу для «Северного братства». Причем смысл его произведений не всегда был понятен простому человеку, поскольку они представляют из себя не совсем ясный синтез эзотерики и разнообразных политизированных философий. 

Как пишет «Открытая» газета Ставропольского края, у истоков «Братства» также стояли безработный, ранее промышлявший на «автоподставах» Александр Миронов (более известный под разными языческими именами Сокол, Симбур, Шолох) и блоггер-сатанист Владимир Фролов (он же Яроврат Светозаров).

 На сайте «Большой Игры» всячески отрицается причастие Мухачева к проекту, да и сам арестованый таке отрицает свое участие в проекте, но редакции «В кризис.ру» после изучения этого вопроса, в непричастность коммерсанта из Кудиново верится с трудом.

Чем выше уровень – тем больше крови

 Проект «Большая Игра» был создан в конце декабря 2007 года, почти через год после создания самого братства. Каждый участник игры может выбрать себе удобную форму «борьбы с системой». К примеру, «Уличный боец» или «Интернет–боец». Для каждого вида бойцов существуют свои задания разной степени сложности – получая их в интернет-игре участники должны были выполнять задания в реальной жизни.
 Чем выше уровень бойца в интернет-игре, тем сложнее и опаснее задания для его офф-лайн прототипа. Например, на первом уровне «Уличным бойцам» предлагается распечатывать листовки с символикой языческого бога Сварога и словами "Большая Игра", а затем обклеивать ими разнообразные предметы и объекты в городе проживания. А уже на шестом уровне бойцы должны закачивать фрагменты видеозаписей, доказывающих осуществление акций в реале – например, с разрушением бараков или торговых палаток, в которых дислоцируются «пришельцы». «Пришельцами» создатели проекта именуют приезжих из регионов Кавказа и бывших республик СССР.
 Примеры заданий последнего седьмого уровня на сайте не напечатаны, они, как пишут авторы, рассылаются всем участникам на почту. Даже страшно предположить, какими могут быть задания последнего уровня. Ясно лишь, что они направлены на вполне реальное изгнание «пришельцев».
Ранее на сайте «Большой игры» публиковались регулярные отчеты о результатах действий участников. Потом, после ареста главного идеолога проекта Петра Хомякова, такие публикации прекратились, но сейчас появились вновь. И вот уже сегодня на сайте можно посмотреть на отчет, сделанный из Кировогограда (город в Украине) и Орловской области.
Первым городом, о котором заговорили в контексте «Большой игры», стал Ставрополь. Напомним, в конце января этого года все информагентства страны написали о приговоре, вынесенном Невинномысским горсудом 21-летнему студенту местного колледжа Илье Карцеву по достаточно редкой уголовной статье – «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма», а также по статье «Хулиганство». Карцев самостоятельно смастерил муляж бомбы и подбросил его к дверям Невинномысского отдела ФСБ. Рано утром «поделку» увидел случайный прохожий и сообщил об этом в спецслужбы Ставрополя. В итоге, бомба была дистанционно взорвана взрывотехниками. Спустя месяц после этого инцидента, который, кстати, повлек за собой серьезные материальные затраты, Карцев был пойман. Позже в ходе расследования стало понятно, что идею изготовить муляж бомбы в голову юного взрывателя вложили модераторы и активисты сайта «Большая игра».
50 рублей за лозунги на стенах
 Заместитель директора информационно-аналитического центра «СОВА»Галина Кожевникова убеждена, что организаторам проекта дохода он не приносит.
 — Создатели игры в состоянии материально стимулировать эту ультраправую активность, — отмечает эксперт. — Понятно, что граффити можно рисовать и совершенно бескорыстно, но когда за эти граффити еще и деньги платят – вообще приятно, пусть даже это и маленькие деньги. Это позволяет привлекать все новых и новых участников, особенно в маленьких городках, где и 50 рублей – это деньги. И главное, не важно, оплачивается ли труд идейных расистов или же неидеологизированные тинейджеры вовлекаются в эту активность с целью «подзаработать». Все равно, в конечном итоге в ее орбиту вовлекаются все новые и новые люди.
Цель организаторов «Большой игры» и «Северного братства» сломать существующий в России и сопредельных государствах (Украина, Белоруссия, Молдова) строй и изгнать всех тех, кто, по их мнению, не является представителем «белой расы». На сайте братства есть и такие слова: «Реальное воплощение принципов сетевого проекта позволило осуществить быстрый набор актива, желающего сражаться за свои интересы и интересы своего народа. Именно такая постановка задачи позволила нам осуществить революционно быстрое развитие». О «Большой игре» много сказано на сайте братства, висит анимированный баннер, который рекламирует игру.
Это – одно из доказательств того, что именно члены братства стали организаторами игрового проекта. Эксперты, опрошенные «В кризис.ру», также подтверждают причастность Мухачева к созданию «Большой игры». Ну а главным идеологом является всё же Павел Хомяков. В Институте системного анализа РАН, в котором Хомяков уже не работает, говорят, что ничего не знают о его экстремистской деятельности и даже не все сотрудники этого института знают о его увольнении год назад. Сейчас Хомяков просит политического убежища в Украине как жертва репрессий в России. До этого он какое-то время находился под арестом.

Все построено по принципу МММ и Гербалайф

 Член национал–державной партии России Виктор Шведов отметил в интервью «В кризис.ру», что они с Петром Хомяковым всегда находились в противостоянии, из-за того, что методы воплощения идей последнего были слишком радикальны и неприемлемы для национал–державной партии. А проект «Большая игра» Шведовым расценивается как очередная провокация со стороны российских спецслужб.
 — Все это делается в целях искусственного раздувания экстремизма. Все это относится к тем действиям, когда свастику рисуют на синагогах и бутылки с зажигательной смесью в машины бросают – ясно, что это дело рук самих «контрразведчиков». Смешно всё это.
К сожалению, проверить эту версию оказалось невозможно — проект «игры» закрыт для журналистов, и пообщаться с создателями очень сложно. Послав запрос от нашей редакции 13 августа на электронный адрес администрации сайта, мы получили ответ, только зайдя на сайт и прочитав «Обращение к журналистам». В обращении нет ничего нового, нам лишь заново предлагается ознакомиться с идеями и целями «Большой игры», а анонимность всего объясняется следующими словами: «В связи с последними событиями, связанными с арестом Антона Мухачева и с попытками «привязать» его к Северному Братству и Большой Игре, а также потоком лжи о нас, мы понимаем, что к нашему проекту приковано большое внимание. Внимание не только той целевой группы, на которую «заточен» наш проект, но и внимание СМИ, которые призваны по большей части обслуживать Систему, против которой работает наш проект».
 Если кому-то покажется, что «Большая игра» — проект несерьезный и неэффективный, то это не так. Игра по интернет-меркам действует уже давно, и какова численность участников сегодня – оценить невозможно. Но, как утверждают эксперты, игра сделана таким образом, что человек, который обладает ненавистью или неприязнью к приезжим, обязательно захочет применить по отношению к ним те методы, которые предлагают авторы игры. А уровень ксенофобии в России, по оценке «Левада–центра» сейчас составляет примерно 55% от общего количества респондентов.
 Галина Кожевникова говорит, что «Большая игра» — это чисто революционный проект, утверждая, что он действительно очень опасен.
 — Проект ультраправых радикалов, на самом деле – классический революционный проект. Базовый принцип – мы разнообразными действиями будем расшатывать и без того прогнившую систему для того, чтобы она рухнула. И на обломках самовластья мы воздвигнем свою правильную во всех смыслах слова Систему. Весь проект устроен по типу сетевого маркетинга, как Гербалайф, как МММ. Повышение в иерархии означает привлечение все новых и новых членов. В качестве вступительного взноса в эту игру – заведение нескольких интернет–блогов, которые как зеркало дублируют главный сайт «Большой игры». Это произошло после того как сайт «Большой игры» и связанные с ним ресурсы подверглись хакерским атакам. И проблема состоит в том, что количество вовлеченных людей в этот проект совершенно невозможно посчитать. А главное, он чрезвычайно опасен тем, что рассчитан на так называемых автономных ультраправых и бытовых ксенофобов, не вовлеченных в орбиту уже сложившейся праворадикальной инфраструктуры. Он сделан для людей, которые не знают, как применить свое раздражение, свою ненависть к инородцу, как ее реализовать. Соответственно, их невозможно отследить, с ними невозможна агентурная работа. И при этом участники игры не только получают инструкции, но и за какие-то акции они еще и деньги получают. И надо понимать, что задания, которые там даются – они совсем не безобидные. Там несколько уровней, вплоть до имитации убийств, вплоть до подбрасывания муляжей к зданиям ФСБ, поджоги машин и понятно, что это вполне серьезные преступления, не игрушки. Эта игра ориентирована больше не на регионы, не на города, где существует нацистская среда, – они и так уже мотивированы дальше некуда. Она рассчитана на те места, где нет сложившегося подполья и более того, нет более или менее стабильных неонацистских группировок.

Задумка вызывает уважение, а результат — страх

 Мы обратились к IT –аналитику Артему Чугунцеву и попросили его прокомментировать проект с точки зрения его перспективности в интернет–пространстве.
 — Основной целью проекта является привлечение людей, чье участие должно выражаться активностью в сфере реальной, а не виртуальной.  Прошу обратить внимание, что не все проекты, имеющие свой интернет-сайт, могут называться интернет-проектами. И оценка "Большой игры" как интернет-проекта была бы неправильной — входила бы разрез с позиционированием "Большой игры" самими создателями. Цель Игры — не привлечение внимания людей как интернет-пользователей (пришел, поболтал, оставил фотки, прокомментировал), а вовлечение единомышленников в реальную активность. В данном случае это скорее штаб-квартира революционного движения, и в том, что в качестве штаб-квартиры выбраны страницы интернета, а не андеграундные помещения, нет ничего удивительного. Прогресс проникает повсеместно, даже в среду целевой аудитории сайта (вопреки распространенному мнению о недалекости её развития). Не рассматривая мое личное отношение к организациям подобного рода, могу сказать, что форма, в которой организаторы решили проводить свою деятельность, привлекая и обучая своих членов, вызывает уважение, и даже в неком смысле гордость за русскую смекалку,  но если подумать о возможном развитии и дальнейших реализациях — становится страшно! 
 Эксперт также утверждает, что данный ресурс не может стать таким же популярным, как, например, Яндекс, но может стать известным в кругу соответствующей аудитории.
Поделиться