Владимир Гарюгин, начальник ГУП "Петербургский метрополитен и Валентина Матвиенко, тогдашний губернатор Санкт-Петербурга

Владимир Гарюгин, начальник ГУП «Петербургский метрополитен и Валентина Матвиенко, тогдашний губернатор Санкт-Петербурга

ГУП «Петербургский метрополитен» проверяют по факту возможных финансовых нарушений на 9 млрд рублей. Этим в настоящее время занялся центральный аппарат Следственного комитета.

Ранее КСП проверил законность и эффективность использования петербургским метрополитеном средств бюджета и собственности Петербурга. В ходе проверки аудиторы выявили серьезные финансовые нарушения при строительстве и эксплуатации городского метро на 9,23 млрд рублей.

Затем свою проверку провела прокуратура, которая подтвердила, что метрополитен «неэффективно использовал» выделенные ему городом деньги. Прокурор Петербурга Сергей Литвиненко, которого цитирует «Фонтанка», рассказал: «Мы выявили неэффективное использование государственного имущества метрополитеном. Составили по итогам проверки акт прокурорского реагирования, предприятие устранило нарушения. По факту нецелевого расходования денежных средств проверку проводит Следственный комитет».

В 2011-2013 годы для строительства вестибюлей нескольких станций метрополитен привлек холдинги «Адамант» и «Петромир». По данным аудиторов, помимо участков для строительства вестибюлей, инвесторы по льготной цене получили 126,3 тыс. м2 земли под торгово-развлекательные комплексы. При этом холдинги перечислили в городской бюджет лишь 107,2 млн рублей и передали городу только 7,3 тыс. м2 земли (5,5% из 126,3 тыс. м2). Участки для привлечения инвесторов к строительству наземных вестибюлей, совмещенных с ТРК, комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) Смольного передал в период правления Валентины Матвиенко ГУП «Петербургский метрополитен».

При этом, как выяснили аудиторы, оказалось, что метрополитен выбрал инвесторов через закрытый конкурс. Кроме того, как сказано в отчете аудиторов, метрополитен вовсе не имеет права проводить подобные сделки — их должны заключать только власти города. Тем не менее, как подсчитали аудиторы, за последние несколько лет метрополитен провел около 300 несогласованных с городскими властями сделок, причем эксперты усмотрели в них заинтересованность главы предприятия Владимира Гарюгина.

В итоге на пяти станциях многоэтажные ТРК возведены структурами крупнейшего в городе владельца и оператора торговой недвижимости «Адамант» Игоря Лейтиса, Михаила Баженова и Евгения Гуревича. А более 10 тыс. кв. м коммерческих площадей на станции «Адмиралтейская» в двух шагах от Дворцовой площади построило ЗАО «Советник» холдинга «Петромир» Михаила Мирилашвили.

С 2007 года Петербург выделял из бюджета города метрополитену субсидии, кторые к настоящему времени выросли уже в 24 раза. В 2015 году предприятию должны выделить из бюджета 9,7 млрд рублей. КСП настаивает на пересмотре объема отчислений.

 

 

У партнёров