vpiterectroiВ конце апреля в строительном кластере Северной столицы почти одновременно произошли два события, которые не назвать простым совпадением. Строительные компании сразу двух бывших вице-мэров, Александра Вахмистрова и Юрия Молчанова, лишились своих объектов в самом центре города. Возможно, произойди это с одной из структур, можно было бы говорить о случайности. Но в данном случае, речь явно о тенденции.

Сразу после майских праздников  городская администрация расторгла договор с ООО «А-2» Юрия Молчанова, которое с 2007 года занималось реконструкцией Дома Салтыковой на Большой Морской улице, 51. По договору, подписанному с городом, предполагалось, что здание вскоре будет перестроено под элитное жильё. Но через семь лет выяснилось, что работы выполнены едва лишь на 10% и конца им не видно, поскольку они уже давно там не ведутся. Возможно, потому что — как неожиданно оказалось — у компании нет разрешительных документов КГИОП.

За неделю до этого фирма другого бывшего вице-губернатора Александра Вахмистрова пережила ещё более драматичную потерю. Более двух лет компания ЛСР (кстати, владельцем при гендиректоре Вахмистрове выступает Андрей Молчанов – пасынок Юрия Молчанова) пыталась снести тягловую подстанцию №11 на набережной Фонтанки, 3, неформально называемую «блокадная». Построенная в 1930-х по типовому проекту Раисы Кохановой — не самого яркого представителя конструктивизма, подстанция «Комсомольская» (таково официальное название) не являет собой шедевр архитектуры. Но была одной из первых, обеспечивавших работу ленинградских трамваев в годы войны. Мемориальную доску, свидетельствующую об этом, компания ЛСР сняла аккурат на следующий день после празднования семидесятилетия полного освобождения Ленинграда от блокады. И готовилась приступить к сносу здания. Чтобы на его месте возвести апарт-отель. Спроектированный также не самыми выдающимися зодчими эпохи — архитектурным бюро «Земцов, Кондиайн и партнёры».

Два года борьбы градозащитников, казалось, были напрасны. Но неожиданно справедливость восторжествовала. Буквально в считанные дни. Вице-губернатор Марат Оганесян, утверждавший, что подстанция никакая не блокадная, вдруг объявил, что она вполне подходит для создания блокадного музея. КГИОП, несмотря на угрозы Вахмистрова взыскать с города 400 млн рублей, якобы уже потраченных ЛСР на обустройство территории, ещё раз внимательно изучил экспертизу ВООПиК. И согласился с выводами. Мемориальная доска вернулась на прежнее место.

Не помогла Вахмистрову даже личная встреча с губернатором, как не спасла Молчанова дружба с председателем Совета Федерации. Что говорить о тех, кто не обладает такими возможностями. Компании «Воин-В», полтора десятилетия работающей на петербургском строительном рынке, запретили — справедливо, но совершенно неожиданно — строительство в парке Александрино. Фирма «Лендорстрой-2» лишилась контрактов на прокладку городских дорог, которыми занималась чуть не два десятка лет. Теряют договоры и не допускаются к участию в тендерах даже крупные организации, бывшие на слуху при губернаторстве Валентины Матвиенко.

Причиной ли тому изменение законодательства или ужесточение требований к застройщикам, однако с 2012 года состав игроков на петербургском строительном рынке медленно, но неуклонно меняется. Всё больше становится москвичей — малоизвестных или, наоборот, известных слишком хорошо. Например, компании Аркадия Ротенберга. Не все они ассоциируются с другом российского президента, но те, что известны, обосновались на берегах невы уже очень прочно.

Компания «МТЭР Санкт-Петербург», занимающаяся прокладкой тепловых сетей. За два года работы в городе получила и выполнила заказов на реконструкцию и модернизацию 15 километров теплотрасс. 17 апреля 2014 года фирма «Росгидротех» выиграла тендер на строительство Финляндской улицы между Софийской улицей в Купчино и Советским переулком в Колпино. Стоимость работ около 2 млрд рублей. Ранее этот участок в адресно-инвестиционную программу включать отказывались из-за высокой стоимости работ. Теперь рассматривается возможность реконструкции Колпинского шоссе на том же отрезке. Но это будет уже отдельный договор.

Что касается компании «Акрос», то достаточно перечислить заказчиков. Это городские комитеты по строительству, по развитию транспортной инфраструктуры, по физической культуре и спорту. А также Дирекция транспортного строительства, курирующая  строительство и реконструкцию мостов, набережных, тоннелей, путепроводов, Дирекция по управлению спортивными сооружениями, городской Центр комплексного благоустройства, комитет по дорожному хозяйству и Управление автомобильных дорог Ленинградской области.

Гарантии по всем тендерам и договорам обеспечивает этим компаниям собственный ротенберговский СМП-банк. И это особенно важно, поскольку страхование контрактов по нынешним правилам может давать только банк. Для обычных, то есть пришедших с улицы, клиентов залог и проценты таковы, что практически полностью съедают конечную прибыль. Согласовательные документы во времена Матвиенко выдавались обычно уже во время проведения работ. А нынче, как положено, только до начала процесса — который в результате затягивается чуть не на годы. Но у Ротенберга за спиной надёжный гарант. Аж самой конституции.

Конечно, бывший тренер Путина — не единственный московский гость. Хотя и самый заметный. Но кажется, что конечным пользователям — петербуржцам, разъезжающим по дорогам, вселяющимся в новые квартиры, греющимся у батарей парового отопления — безразлично, кто их проложил и построил. Однако это только на первый взгляд. Дело даже не в том, что местные строители бережнее заезжих бизнесменов относятся к историческому и культурному наследию. Примеры Вахмистрова и Молчанова этот тезис опровергают. Важнее другое — город оплачивает эти работы из местных налогов, и деньги навсегда уходят в другой регион. Петербург от этого не становится ни богаче, ни краше.

Анна Мышкина, «В кризис.ру»
(Visited 1 times, 1 visits today)

У партнёров